школы — вопрос-ответ — тема 3

Профессиональные образовательные программы, разработанные на основе интеграции формального и неформального образования, позволяют учесть возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории формирования компетенций педагогических работников не только в рамках формального, но и неформального образования.
Обучающиеся (педагогические работники ПОО системы СПО) могут принять решение выбрать альтернативный способ формирования компетенций или отдельных результатов обучения (знаний, умений) в рамках мероприятий неформального образования как внутри ПОО, так и за её пределами. Виды и формы неформального образования могут быть предложены как в рамках программы, так и определены педагогическими работниками самостоятельно.
Такие мероприятия не могут быть нормированы определённым объемом учебной нагрузки, но могут быт признаны в рамках промежуточной аттестации по программе.

К видам и формам неформального образования может быть отнесено обучение (подготовка), в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций. Также к таким формам может быть отнесено участие педагогических работников в программах и проектах, включая исследования и конференции, проводимые и реализуемые как внутри ПОО, так и вне ее.

На данный момент наиболее проработанным в части признания результатов обучения вне учебных заведений и неформального обучения является международный опыт.
ПОО необходимо выработать собственные подходы к учёту и признанию результатов неформального образования на основе международного опыта и собственных потребностей. К таким видам признания, в том числе, могут быть отнесены и результаты внутренней оценки компетенций педагогических работников, включая:

  • портфолио, личные дела;
  • протоколы оценочных мероприятий;
  • результаты экспертизы открытых занятий, мастер-классов, проектной и исследовательской деятельности педагогических работников, внедрения новых методов и технологий и т.д. по установленным критериям;
  • результаты обратной связи (анкетирования, опросов) от различных участников образовательного процесса;
  • результаты оценки качества работы педагогических работников, полученные с использованием балльно-рейтинговой системы или иных инструментов сбора и систематизации данных, включая специальные программные средства (например, электронные портфолио).

Кроме профессиональных компетенций такие программы могут более широко использовать формирование надпрофессиональных компетенций педагогических работников системы СПО, необходимых для реализации проектов развития и модернизации ПОО, проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования, а именно способности к:

  • управлению проектами и командами,
  • системному и критическому мышлению,
  • экспертной деятельности,
  • изобретательность и способность к инновациям,
  • проактивные компетенции и другие, необходимые для реализации проектов развития и модернизации ПОО, проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования.