школы – вопрос-ответ тема 2

Смысл проведения оценки компетенций педагогических работников заключается в том, чтобы сравнить имеющиеся в конкретной профессиональной образовательной организации компетенции для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования с эталонными профилями компетенций, соответствующими поставленной задаче.

Экспертами для проведения оценки сформированности компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования, на соответствие эталонному (идеальному) профилю компетенций и определение степени соответствия/несоответствия имеющихся компетенций эталонному профилю могут быть как работники ПОО, так и специалисты, привлечённые из-вне.
Требования к экспертам устанавливаются образовательной организацией самостоятельно и зависят от:

  • того, какие компетенции (группы компетенций) оцениваются;
  • того, какие инструменты и способы оценки будут использованы;
  • есть ли у ПОО собственные эксперты или их нужно привлекать извне.

Эксперты работают строго в соответствии с внутренними локальными актами ПОО и руководствуются разработанными в образовательной организации показателями и критериями по каждому виду компетенций, подлежащих оценке.

Инструменты и способы оценки компетенций педагогических работников ПОО СПО выбирают самостоятельно. На выбор инструментов и способов оценки компетенций и групп компетенций влияют:
  • содержание компетенции или группы компетенции;
  • цели оценки;
  • системы показателей и критериев оценки.
Инструменты и способы оценки уровня сформированности компетенций педагогических работников в разных ПОО будут различаться, так как будут оцениваться разные компетенции (группы компетенций), необходимые для решения разных задач.

Методику оценки компетенций педагогических работников образовательная организация устанавливает самостоятельно.
Единую методику можно обеспечить на уровне алгоритма процесса оценки в ПОО.
В части инструментов и способов оценки уровня сформированности компетенций педагогических работников в разных ПОО неизбежно будут различия, так как будут оцениваться разные компетенции (группы компетенций), необходимые для решения разных задач и будут реализованы различные процедуры оценки.

Поскольку организация школ тренеров в ПОО является проектом, при выделении видов компетенций педагогических работников, участвующих в этой работе, можно опираться на стандарты управления проектами. Объединение компетенций педагогических работников в группы по видам ПОО проводит исходя из специфики задач, решаемых в рамках «Школы тренеров». Это могут быть управленческие, коммуникативные, цифровые, содержательно-профессиональные, методические, экспертно-аналитические компетенции, то есть как раз та группа компетенций, которые можно определить как надпрофессиональные. В проекте под этим термином понимаются компетенции, определяющие успешность деятельности в выбранной профессиональной сфере, связанные с необходимостью работать в неопределенных условиях, решать сложные слабоструктурированные задачи, а именно способности к:

  • управлению проектами и командами,
  • системному и критическому мышлению,
  • экспертной деятельности,
  • изобретательность и способность к инновациям,
  • проактивные компетенции и другие, необходимые для реализации проектов развития и модернизации ПОО, проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования.

Показатели и критерии по каждому виду компетенций, включая профессиональные и надпрофессиональные, необходимо определить для управления качеством процесса оценки и степени соответствия компетенций педагогических работников эталонному профилю. Показатели результативности формулируются как степень достижения заданного (ожидаемого) результата. Критериальные значения для показателей ПОО устанавливают самостоятельно в зависимости от задач, для решения которых необходимы оцениваемые компетенции. Как правило, критерием является предельно допустимое отклонение от установленного значения (заданного максимального уровня) или степень соответствия оценки имеющейся компетенции нормативному ее значению.