Встреча Дмитрия Медведева с преподавателями Красногорского колледжа
(взято с сайта government.ru ссылка на оригинал статьи )
5 октября 2018 15:30 Красногрск, Московская область
В День учителя Председатель Правительства посетил Красногорский колледж и встретился с педагогическим коллективом.
Перед встречей Председатель Правительства осмотрел учебные помещения колледжа, в частности лаборатории технических и оптических наноизмерений, материаловедения и технической механики, лабораторию «Умный город».
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» основано в 1955 году как Красногорский оптико-механический техникум. В настоящее время колледж имеет три площадки в Красногорске, а также филиалы в Волоколамске, Звенигороде, Истре, посёлках Шаховская и Тучково.
Колледж проводит подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов среднего звена по 18 специальностям, в частности оптическим и оптико-электронным приборам и системам, программированию в компьютерных системах, технологиям машиностроения, экономике. Также ведётся обучение по восьми программам подготовки кадров для работы по профессиям, входящим в топ-50 наиболее востребованных, новых и перспективных (в том числе автомеханики, сварщики, программисты). Кроме того, на базе колледжа работает Многофункциональный центр прикладных квалификаций, ориентированный на повышение квалификации и переподготовку взрослого населения и пенсионеров по 14 программам.
В настоящее время в колледже проходят обучение более 3000 человек. Педагогический состав – 286 преподавателей и мастеров, из них 20 докторов и кандидатов наук.
Колледж является межрегиональным центром системной работы по повышению квалификации и переподготовке рабочих и специалистов среднего звена для предприятий оптической отрасли оборонно-промышленного комплекса из Новосибирска, Смоленска, Рязани, Ростова Великого, Валдая, Лыткарино, Сергиева Посада. Ежегодно по дистанционной и сетевой формам обучения переподготовку и повышение квалификации проходят более 200 человек.
Встреча с преподавателями Красногорского колледжа
Из стенограммы:
Д.Медведев: Очень приятно с вами встретиться. Тем более сегодня день особый – День учителя. Сердечно поздравляю вас и всех российских педагогов с профессиональным праздником, желаю вам профессиональных успехов, сил и здоровья.
Я в первый раз в вашем колледже, хотя колледж именитый, много гостей принимает. Но самое главное, что он готовит кадры по очень востребованным профессиям, которые входят в топ профессиональных квалификаций. Ваши выпускники – и это не пустые слова – сегодня очень нужны экономике. И в результате вашего труда – преподавателей, мастеров производственного обучения – студенты приобретают навыки, которые будут им нужны всю жизнь.
Мне всегда приятно посещать такого рода профессиональные учебные заведения, потому что видишь, насколько изменился уровень подготовки, уровень требований, какой популярностью пользуются профессии среднего профессионального образования, рабочие профессии, какого уровня компетенции они требуют, какое оборудование используется. Совсем недавно такого оборудования и в университетах не найти было. А сейчас совсем молодые люди на нём обучаются. Это здорово.
Очень важно, что вы поддерживаете плотный контакт с работодателями, потому что профессиональное образование получают не ради чистого знания, а для того, чтобы потом это всё приложить на практике, научиться что-то делать своими руками и, конечно, получить хорошую квалификацию, нормальную зарплату.
Знаю, что некоторые из обучающихся получают стипендии от заводов, от предприятий (от вашего основного завода и других) и некоторые стипендии по линии исполнительной власти. Это всё хорошо, это всё точно нужно развивать.
Я только что посещал базовое предприятие красногорское – завод имени С.А.Зверева. Потом поделюсь своими впечатлениями.
Самое главное, на предприятия сейчас действительно поступает очень сложное оборудование, новые технологии – это не фигура речи, это именно так, – и те, кто приходит на нём работать, должны быть очень подготовленными людьми. Поэтому такая система образования, то, что принято называть дуальным образованием, весьма популярна в мире, надеюсь, что и мы сможем в этом направлении продвинуться.
Хочу сразу сказать, что мы сейчас занимаемся национальным проектом в сфере образования. Совсем недавно я утвердил паспорт этого проекта. В этот проект мы включили и федеральный проект «Молодые профессионалы». Задача этого проекта заключается в том, чтобы перестроить систему среднего профессионального образования так, чтобы радикальным образом улучшить её качество. Ваш колледж весьма передовой в этом смысле, многие другие учебные заведения могут поучиться у вас, тем не менее совершенствовать приходится любую деятельность. И вы тоже развиваетесь, и многое из того, что сейчас у вас есть, лет 10–15 назад трудно было себе представить.
Мы планируем обновить перечень профессий, по которым идёт обучение в колледжах и техникумах. Включить в него наиболее перспективные, наиболее востребованные профессии. Причём мы понимаем, что этот процесс бесконечный, скажем так. Сегодня мы какую-то профессию включаем, но пройдёт время (может, даже не мы уже этим будем заниматься), и лет этак через 10 это будет уже менее актуально, а через 20 лет вообще скажут: такая профессия не нужна. И к этому нужно быть готовым всем – государству, работодателям, то есть структурам, которые принимают кадры, и, конечно, учебным заведениям – просто достаточно быстро перестраивать профессиональную подготовку. Это касается и закупки нового оборудования, и создания полноценных партнёрств с работодателями.
У нас есть ориентиры. Хорошо, что мы в эту систему вписались – я имею в виду WorldSkills, о котором ещё совсем недавно мы и не слышали. А сейчас это основной ориентир, чемпионатные стандарты на основе лучших практик. И самое приятное, что, хотя в 1990-е годы у нас был серьёзный провал в среднем профессиональном образовании и потом всё не очень просто шло, сейчас среднее профессиональное образование признано исключительно важным, по рабочим профессиям активная подготовка идёт.
Тем не менее нам нужно ориентироваться на лучшие практики, а эти лучшие практики впитывает WorldSkills. Особенно приятно, что, несмотря на все эти трудности, мы в этих соревнованиях побеждаем. Там же ничего не подделаешь и никому мозги не вправишь, это реальные достижения. На прошлой неделе сборная России заняла первое место на чемпионате Европы по профессиональному мастерству EuroSkills (конкурс проходил в Будапеште), это очень приятно. Ещё раз поздравляю всех, кто в нём принимал участие, и вообще всех поздравляю, кто причастен к такого рода конкурсам. Нам нужно достойно выступить на домашнем чемпионате WorldSkills, который пройдёт в следующем году в Казани. Надеюсь, что и ваши возможности там будут в той или иной степени использованы. Сейчас идёт активная подготовка к этому.
Это вступительные слова, которые мне хотелось сказать. Ещё раз всех поздравляю с профессиональным праздником. И если у вас есть какие-то соображения, идеи или вопросы, я, естественно, готов своими мыслями поделиться.
В.Демин (директор Красногорского колледжа): Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Во-первых, хотел бы поблагодарить Вас за то, что в череде важнейших государственных дел Вы уделили внимание очень важной проблеме – подготовке кадров, развитию системы среднего профессионального образования. Это ключевой сегмент в развитии производительных сил нашего общества.
Вы посмотрели небольшой фрагмент нашего учебного заведения.
Д.Медведев: Вашего большого учебного заведения.
В.Демин: Сегодня за этим праздничным столом находятся коллеги. Я рад, что в большинстве своём это молодые люди в системе профессионального образования. Средний возраст у нас около 47 лет.
Мы подготовили ряд вопросов Вам и, если позволите, их зададим.
В.Тихомирова (мастер производственного обучения): Добрый день, Дмитрий Анатольевич!
Меня зовут Вероника, я мастер производственного обучения по профессии «парикмахер».
Вы сказали про новые технологии, про подготовку к WorldSkills. Здесь мы столкнулись с проблемой учебной литературы. Она обновляется раз в пять лет, а технологии идут вперёд гораздо быстрее. И очень бы хотелось, чтобы она обновлялась чаще, хотя бы электронная. Очень хорошие электронные учебники есть. Мы ими пользуемся, внедряем их в учебный план. Хотя бы их обновлять как можно чаще. Соответственно, они проще обновляются. Если у Вас есть такая возможность…
Д.Медведев: У меня разные возможности есть. Я, честно сказать, думал, что это всё несколько проще происходит. У нас здесь присутствует Ольга Юрьевна Васильева – Министр просвещения. Но очевидно, что электронные учебники имеют определённые преимущества по отношению к обычным. Хотя дискуссия о том, что должно быть, в какой пропорции, я думаю, ещё долго будет идти. Это знаете, как книжка, которую вы читаете: кто-то любит читать на бумаге, а кто-то читает в электронной форме. Я могу сказать, что читаю и так, и так. Обычную книгу приятно в руки брать, а электронную – удобно. То же самое с учебниками. Обновить, очевидно, электронный учебник гораздо проще, тем более что электронный формат учебника, в отличие от обычной книги, позволяет использовать все интерактивные возможности – через всякого рода аудиовизуальные материалы, в некоторых случаях через гиперссылки переходить на другие ресурсы, на другие серверы. В общем, всё это живёт своей жизнью. Я не знаю, почему это обновляется раз в пять лет. Это, наверное, такие стандарты у нас, Ольга Юрьевна? Бумажные, да? Два слова скажите. Я сразу скажу (я не думаю, что это такой предмет для длительных дискуссий), мне кажется, если у нас какие-то ограничения есть по обновлению электронных учебников, их надо просто снять и позволить преподавателям их использовать.
О.Васильева: Дмитрий Анатольевич, мы абсолютно согласны с Вами, пять лет – имеются в виду бумажные носители.
Д.Медведев: Бумажные, да. Их напечатать надо. Они очень быстро устаревают, даже в таком высоком, но традиционном искусстве, как парикмахерское дело. Даже там, а что уж говорить про всякие нанотехнологии и прочие вещи. Поэтому давайте просто на уровне нормативных актов закрепим возможность для средних профессиональных учебных заведений такого рода учебники использовать и обновлять их по мере необходимости. Давайте это сделаем. Это, мне кажется, проще всего.
Только единственный вопрос здесь какой? Чтобы электронные учебники, которые используются, были качественными. Мы же понимаем, сколько мусора всякого. Такое предложат, да ещё и за деньги, что потом неизвестно, как переучивать. Но это уже вопрос профессиональной ответственности самого учебного заведения.
И.Фомин (педагог-организатор): Дмитрий Анатольевич, мой вопрос заключается в следующем. Большинство наших выпускников идут после окончания колледжа работать к нашему главному социальному партнёру – на завод, который Вы только что посетили. Есть предложение. У нас большинство студентов, которые обучаются по техническим специальностям, – юноши. Возможно ли, так как они идут работать на оборонное предприятие, приравнять это к воинской службе или сделать возможной альтернативой? Ведь они идут работать на оборонное предприятие – соответственно, и долг Родине отдают.
Д.Медведев: Вносят вклад в оборону.
Иван Валерьевич, у нас несколько факторов сейчас, которые связаны с прохождением службы в рядах вооружённых сил для молодых людей.
Во-первых, это всего 12 месяцев сейчас, в отличие от того, что было ещё совсем недавно. Во-вторых, мы в достаточно быстром порядке переходим к преимущественной службе по контракту. Такая цель была поставлена, наверное, почти восемь лет назад. И в конечном счёте мы исходим из того, что у нас вооружённые силы будут формироваться преимущественно, в целях очень высокой степени готовности, на основе контрактной службы. Поэтому служба по призыву останется в достаточно небольших значениях.
В-третьих, что сделано в настоящий момент? Мы действительно в ряде случаев в отношении высших учебных заведений распространили практику, когда выпускники вместо службы в вооружённых силах работают на оборонных предприятиях. Такая схема применяется. Можно ли её применить к средним профессиональным учебным заведениям? Надо думать. Но в принципе, ещё раз говорю, такого рода решения применяются в отношении выпускников, студентов высших учебных заведений. И это касается именно оборонных предприятий. Но их пока всего несколько штук. Давайте посмотрим, как это будет адаптировано преимущественно к университетам. Потом можно будет подумать в отношении такого рода решений для средних профессиональных учебных заведений.
Хотя, ещё раз говорю, в настоящий момент это уже не такая проблема, как было лет 10–12 назад. Но если она существует, давайте подумаем о синергическом эффекте, о взаимодополнении по такого рода специальностям. Но это, естественно, только для тех, кто идёт работать на оборонные предприятия по наиболее остродефицитным специальностям.
Понимаю, почему Вы об этом спрашиваете. Специалист хороший, получил образование, а после службы он может куда-то раствориться, и в результате придётся новых людей готовить. Это нерационально в ряде случаев, в том числе и для нужд Министерства обороны. Подумаем об этом.
В.Демин: Дмитрий Анатольевич, у нас в России единое образовательное пространство является цементирующим в плане взаимодействия между уровнями образования. И из высшей школы в систему СПО переходят не только студенты, но и сотрудники.
Если позволите, слово – Деникаевой Екатерине Александровне, которая пришла из высшей школы на работу в систему СПО, в наш колледж. Она тоже хочет задать вопрос.
Е.Деникаева (преподаватель дисциплин социального обеспечения): У меня вопрос про движение WorldSkills. Мы все знаем, что образовательные организации свои образовательные программы реализуют по стандартам ФГОС. Стандарты WorldSkills не соответствуют ФГОС. Демонстрационный экзамен ребята сдают по стандартам WorldSkills. Возможна ли модернизация ФГОС, объединение стандарта WorldSkills с ФГОС, чтобы было единое целое?
Д.Медведев: Если отвечать коротко, то, конечно, возможно, и в принципе это и есть магистральный путь, по которому мы должны идти. Потому что нам здесь нужны не какие-то абстрактные стандарты, которые всем нам кажутся правильными, а те стандарты, которые верифицированы практически международными конкурсами, международной практикой, наиболее передовыми работодателями. В этом смысле WorldSkills даёт нам такие возможности. И, что называется, от добра добра не ищут. Если мы видим, что там правильно всё, то нам нужно обогатить наш федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования за счёт тех подходов, которые используются в WorldSkills.
Это не значит, что у нас всё плохо. Но нам точно нужно взять всё лучшее, что есть в подходах, которые используются в WorldSkills. Как это сделать? Это дело министерства, это дело ваше в том числе – показать, по какому пути идти. Но это нужно делать. Насколько я помню, к 2021 или к 2022 году мы планируем это полностью объединить. И надеюсь, это принесёт эффект.
В.Демин: Если позволите, два слова дополнения. Мы этому направлению сейчас уделяем очень большое внимание при поддержке губернатора, правительства Московской области. Мы создаём, я считаю, уникальный центр информационных технологий. Это будет не только региональный, но и межрегиональный центр. Мы готовы делиться опытом, который накоплен сегодня в Московской области в вопросах электронного образования. И электронный колледж, и так далее… И в этой связи мы создаём некую экспериментальную площадку не только для демонстрационного экзамена, но и для подготовки по стандартам WorldSkills. Некая тренировочная база.
Причём к этому вопросу проявил интерес бизнес.
Д.Медведев: Он и должен это делать.
В.Демин: Сейчас скажу почему. Потому что, во-первых, это Шаховская. Во-вторых, создаётся круглогодичный молодёжный лагерь патриотического воспитания, и на его базе (это с военными вместе) будет центр переподготовки и повышения квалификации в области информационных технологий.
Мы считаем, что в Казани наш колледж как ведущий в этом направлении должен о себе заявить. И в принципе мы должны укрепить единое образовательное пространство Московской области в сфере информационных технологий. Такую задачу ставим перед собой.
Д.Медведев: Это абсолютно правильно, Виктор Михайлович. Могу сказать только одно: нам вообще нужно укреплять общее образовательное пространство. Не ради того, чтобы всё унифицировать, но ради того, чтобы подтягивать до уровня лучших образцов всю систему среднего профессионального образования.
Что скрывать, обычно начальство приводят в хорошие места, так принято. У вас хорошее место, это понятно. У нас есть колледжи и другие средние профессиональные учебные заведения, которые хуже оснащены и где кадровый состав слабее. Но нужно использовать именно лучшие образцы. И в этом смысле то, что вы можете принять на себя функции единого методического центра, тем более в масштабах очень крупного региона – Московской области, – очень хорошо.
Я думаю, что практически в каждом регионе должны быть средние профессиональные учебные заведения, на которые равняются другие, куда можно привести работодателей и сказать: «Смотрите, у них в колледже вот так. В нашем колледже должно быть так же». Это задаёт правильную планку.
Т.Синдецкая (преподаватель психологии делового общения): Дмитрий Анатольевич, Вы познакомились с обучением, успехами наших студентов, наших преподавателей. Мне хотелось бы поговорить о наших спортивных достижениях. Студенты нашего колледжа активно участвуют в спортивных мероприятиях Красногорска и вообще Московской области, занимают призовые места. За последние несколько лет команда нашего колледжа занимала вторые места в спартакиаде среди профессиональных образовательных организаций.
Вы понимаете, что спортивное оборудование требует денег. Мы знаем, что существует программа развития физкультуры и спорта до 2020 года, в рамках которой поддержкой государства обеспечены школы и вузы. Можно ли получить такую поддержку и среднему профессиональному образованию, включить средние профессиональные учебные заведения в эту программу?
Д.Медведев: Татьяна Николаевна, действительно, мы этому уделяем большое внимание и стараемся, чтобы в любом образовательном учреждении были нормальные возможности для занятий физкультурой и спортом. И даже не ради участия в спартакиадах, а просто чтобы и школьники, и студенты росли здоровыми. В здоровом теле – здоровый дух. И для того чтобы выдерживать те нагрузки, которые даёт сегодня образовательная система, нужно быть в хорошей физической форме.
Это общие слова, но это именно так. Поэтому мы и в рамках национального проекта продвигаем эти вопросы. У нас есть партийные проекты, если говорить о партии «Единая Россия». В их рамках мы занимались строительством, например, бассейнов в высших учебных заведениях. Всё это надо продолжать.
Почему мы на школы прежде всего обратили внимание? Первый национальный проект по школам начал осуществляться в 2006 году. Если в городских школах – и в больших городах, и в городах поменьше – более-менее что-то было, то в сельских… Там было ужасно всё. Приезжаешь даже в большую деревенскую школу – вообще ничего нет. Какая-то поляна, заросшая сорняками… И мы прежде всего обратили внимание на школы. Притом что школы, как и средние профессиональные учебные заведения, относятся к компетенции региональных властей. Но мы всё равно туда вынуждены были какие-то деньги направить.
По вузам тоже была программа, и мы её продолжим. Это касается создания физкультурно-оздоровительных комплексов в школах и вузах, бассейнов, о которых я сказал, и некоторых других мест для занятий спортом.
По средним профессиональным учебным заведениям. Конечно, мы заинтересованы, чтобы в спортивную базу средних профессиональных учебных заведений вкладывали деньги регионы и работодатели. Потому что именно средние профессиональные учебные заведения непосредственно работают с работодателями. Работодателям не всё равно, кто к ним придёт.
Но это не значит, что и на федеральном уровне нельзя этот вопрос рассмотреть. Мы подумаем. Может быть, какие-то общие механизмы нам удастся создать, чтобы поддержать это направление и для школ, и для средних профессиональных учебных заведений. Как – я пока не знаю. Традиционно считалось: есть среднее профессиональное учебное заведение, колледж – вот пусть ему спонсоры и помогают. И в значительной степени оно так и происходило. Но, может быть, какие-то универсальные механизмы есть смысл рассмотреть. Подумаем.
В.Демин: Артём Алексеевич Крыжановский. Это выпускник нашего филиала в Истре, стал мастером производственного обучения, стал международным экспертом, тренером, победителем WorldSkills. То есть за короткое время такой молодой человек уже доказал своё преимущество как преподаватель в системе среднего профобразования. И прямо скажу, он нарасхват. Уже имеет предложения от других учебных заведений. Но мы говорим: ты должен сохранить дух патриотизма по отношению к нашему учебному заведению.
Д.Медведев: На одном патриотизме трудно сагитировать кого-то – здесь должны быть и другие меры поощрения, уже по линии самого колледжа. Тем не менее хорошо, что у вас есть восходящие звёзды.
Артём Алексеевич, пожалуйста.
А.Крыжановский (мастер производственного обучения): Я люблю своё дело, и от этого мои успехи. Стараюсь по максимуму свои навыки, умения, знания передавать своим студентам.
Д.Медведев: А чему Вы конкретно учите, Артём Алексеевич?
А.Крыжановский: Каменщиков обучаю кирпичной кладке.
Д.Медведев: Важное дело.
А.Крыжановский: Ребята остаются и в выходные дни, занимаются. Сами проявляют инициативу, просят меня: «Давайте в выходные потренируемся!»
Д.Медведев: Вы не отказываете?
А.Крыжановский: Нет, я, конечно, не отказываюсь. Правда, у меня один день выходной – в субботу я учусь. Я ещё учусь заочно.
Один день, воскресенье, я провожу с ребятами. Ребята хорошие. От одного слова WorldSkills у них загораются глаза: «Что это такое? Я хочу попробовать!» Надеюсь, что успехи у нас будут продолжаться и мы не будем останавливаться на достигнутом.
Д.Медведев: Отлично. Я Вам желаю успехов, в том числе и в рамках подготовки к предстоящему мировому состязанию, которое будет в Казани. Это здóрово на самом деле.
Ещё раз вас сердечно поздравляю с праздником. Желаю вам успехов, здоровья.