СПО — вопросы и ответы

Разработка и внедрение моделей и механизмов непрерывного образования педагогических работников системы среднего профессионального образования в интересах опережающего развития компетенций проектных команд профессиональных образовательных организаций

Вопросы и ответы

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и состоит из теоретической и практической частей.

Профессиональный экзамен в рамках независимой оценки квалификации проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц.

Сведения о выданных свидетельствах о квалификации заносятся в реестр национальным агентством развития квалификаций и любой работодатель это может проверить.
(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

Имеет право, если у педагогического работника отсутствует квалификационная категория независимо от того, что аттестация по одноименной должности была проведена по месту основной работы.

Нет, не распространяются. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности действуют в течение 5 лет только в данной организации, поскольку проведение такой аттестации осуществляется аттестационными комиссиями каждой организации самостоятельно.
Вместе с тем, работодатель по новому месту работы может назначить проведение аттестации педагогического работника не ранее чем через два года со дня, с которого он приступил к работе (подпункт «б» пункта 22 Порядка аттестации).

Определение рисков обязательно должно быть в проекте для того, чтобы иметь возможность через планирование мероприятий по их предупреждению, предупредить или снизить негативное влияние на результаты проекта. Для мероприятий по снижению рисков должны быть установлены конкретные сроки и назначены ответственные лица за их выполнение.

(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

Если педагогический работник наряду с работой, определенной трудовым договором, выполняет у того же работодателя педагогическую работу в должности с другим наименованием на условиях совмещения должностей и ни по одной из должностей не имеет установленной квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника и результатов его профессиональной деятельности по выполнению трудовых обязанностей, возложенных трудовым договором, с учетом выполнения им работы на условиях совмещения должностей.
Если педагогическая работа осуществляется у разных работодателей, то есть на условиях совместительства, то аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями соответствующих организаций на общих основаниях, предусмотренных Порядком аттестации.

(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

Прохождение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (пункт 8 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности.
В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель руководствуется статьей 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по инициативе работодателя на основании его представления в аттестационную комиссию. По желанию педагогических работников в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может проводиться только аттестация в целях установления квалификационной категории.

К основным задачам проведения аттестации (пункт 3 Порядка аттестации) не относится обеспечение дифференциации размеров оплаты труда для педагогических работников, прошедших аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
В то же время, в положениях об оплате труда организаций могут содержаться условия, учитывающие результаты такой аттестации при установлении выплат стимулирующего характера.
(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

Да, может, поскольку Порядок аттестации не предусматривает для педагогических работников в качестве основания прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории предварительное прохождение ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

Порядок аттестации не ограничивает для педагогических работников количество должностей, указываемых в одном заявлении, по которым он желает пройти аттестацию в целях установления квалификационных категорий. Вместе с тем, если аттестация педагогических работников, по должностям, по которым имеется желание пройти аттестацию, осуществляется различными аттестационными комиссиями, то и заявления должны подаваться в соответствующие аттестационные комиссии.

(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

Для всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников привлекаются соответствующие специалисты на условиях, определяемых при формировании аттестационных комиссий соответствующими уполномоченными органами государственной власти.
Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, представленных привлеченными специалистами, осуществляется аттестационными комиссиями.

(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

Порядком аттестации не запрещается давать педагогическим работникам рекомендации, в том числе о необходимости повышения квалификации или получения профильного образования. Указанные рекомендации могут отражаться в протоколе аттестационной комиссии.

(ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 8 от 12.2014г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации)

При проведении научно-практических и методических мероприятий с представителями органов управления образованием мы рекомендуем проводить работы по подготовке к внедрению профессионального стандарта с педагогами в рамках системы повышения квалификации, со стороны методических служб и внутри самих образовательных организаций. Важным условием является изучение профессионального стандарта педагогами на всех уровнях образования и проведение внутреннего мониторинга и анализа готовности педагогов к работе по профессиональному стандарту.
(«Приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122 «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах»)

Подпунктом «б» пункта 1 постановления N 584 предусмотрено получение сведений о наличии такой потребности на основе анализа:
— квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;
— квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).
Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.
Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профессиональному образованию.

(«Приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122 «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах»)

Рекомендуется руководствоваться разъяснениями «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23.03.2015 N 08-415/124 ).
Разъяснения содержат обзор трудового законодательства по вопросам дополнительного профессионального образования и, в частности, следующие выводы:
— работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором;
— работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

(«Приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122 «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах»)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также Положение о лицензировании образовательной деятельности не содержат ограничений для образовательных организаций по категориям слушателей, зачисляемых на обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО). ДПО является внеуровневым образованием и по результатам освоения дополнительных профессиональных программ (ДПП), уровень образования не повышается. Установлено единственное требование к слушателям: они должны иметь или получать среднее профессиональное образование (СПО) или высшее образование (ВО). В некоторых ДПП могут быть установлены конкретные требования к образованию слушателей, например, по программам МВА, по которым могут обучаться лица, имеющие высшее образование, а также могут вводиться требования по стажу практической работы. Ограничений по занимаемой должности не предусмотрено. Ни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ни в положении о лицензировании образовательной деятельности, не оговорено право органов власти субъектов Российской Федерации устанавливать свои ограничения. Таким образом, профессиональные образовательные организации при наличии лицензии на ДПО имеют право реализовывать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для любых категорий слушателей, в том числе и для своих сотрудников.