Организационно-методическое обеспечение развития непрерывного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях на основе диверсификации основных и дополнительных образовательных программ

Актуальность проекта:

Для эффективной модернизации системы среднего профессионального образования необходимо создание в профессиональных образовательных организациях структур дополнительного профессионального образования (ДПО), которые ориентированы:

  • на разработку и реализацию коротких востребованных экономикой страны программ;
  • повышение компетенции педагогических работников ПОО;
  • развитие внебюджетной деятельности ПОО;
  • формирование практики повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих;
  • развитие системы непрерывного образования (как формального, так и неформального) педагогических работников ПОО;
  • обеспечение поддержки инновационных процессов в системе СПО;
  • включение модулей ДПО в состав основных профессиональных образовательных программ СПО.

Создаваемые структуры ДПО на основе внедрения современных методов и инструментов организации обучения, использования ресурсов цифровой образовательной среды и признания результатов образования, получаемых, в том числе, неформально, станут драйвером обновления профессионального образования и позволят укрепить материальную базу профессиональных образовательных организаций.

Цель проекта:

Обеспечение организационно-методической поддержки развития непрерывного профессионального образования в ПОО на основе использования модульных дополнительных профессиональных программ для расширения спектра внебюджетных услуг в системе СПО и создания базы для проектирования основных образовательных программ СПО, повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих.

Краткое наименование проекта:

Развитие ДПО

Срок реализации:

2018 – 2020 г.г.

  1. Разработка модели и механизмов развития профессиональных образовательных организаций на основе интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования.
  2. Поддержка процессов интеграции модульных технологий дополнительного профессионального образования в процессы основной деятельности профессиональных образовательных организаций, информационного обеспечения пилотных площадок, осуществляющих организационно-методическую поддержку процессов сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций в вопросах развития непрерывного образования в СПО.
  3. Разработка типовой нормативной базы профессиональных образовательных организаций для обеспечения интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования.
  4. Разработка и апробация методических рекомендаций по созданию локальной нормативной базы профессиональных образовательных организаций для обеспечения интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования.
  5. Проведение мониторинга организационных условий в профессиональных образовательных организациях для реализации деятельности по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке рабочих и служащих.
  6. Разработка и апробация практико-ориентированной программы повышения квалификации для подготовки разработчиков модулей дополнительных профессиональных программ для обеспечения потребностей в дополнительном профессиональном образовании персонала и внешних заказчиков ПОО, потребности в повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих на основе технологии проектного обучения.
  7. Разработка требований к базе модулей ДПП и прототипов учебных модулей ДПО, повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих.
  8. Разработка модулей дополнительных профессиональных программ для целей обеспечения потребностей в дополнительном профессиональном образовании персонала и внешних заказчиков ПОО, потребности в повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих на основе технологии проектного обучения.
  9. Формирование единой базы модулей дополнительных профессиональных программ для целей обеспечения потребностей в дополнительном профессиональном образовании персонала и внешних заказчиков ПОО, потребности в повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих.
  10. Разработка системы внутреннего признания результатов освоения учебных модулей и зачета их в основных профессиональных образовательных программах СПО.
  11. Подготовка методических рекомендаций для ПОО по использованию модулей дополнительных профессиональных программ для обеспечения потребностей в дополнительном профессиональном образовании персонала и внешних заказчиков ПОО, потребности в повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих.
  12. Разработка организационно-методического обеспечения для развития наставничества с использованием единой базы модулей дополнительных профессиональных программ, программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих.
2018 г.
Провести анализ используемых в России и за рубежом моделей непрерывного образования с применением формального дополнительного профессионального образования, в т.ч. на основе проектного и электронного обучения, и не формального образования на рабочем месте с помощью интернет-технологий и других известных способов. Разработать:
  • модель и механизмы развития профессиональных образовательных организаций на основе интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования
  • практико-ориентированную дополнительную профессиональную программу по вопросам разработки локальной нормативной базы для обеспечения процессов дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих в ПОО.
  • типовую нормативную базу профессиональных образовательных организаций для обеспечения интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования
  • методические рекомендации по созданию локальной нормативной базы профессиональных образовательных организаций для обеспечения интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования.
Организовать и провести:
  • информационно-методическое консультирование слушателей с помощью информационного ресурса, консультаций по электронной почте и телефону с целью поддержки процессов интеграции модульных технологий дополнительного профессионального образования в процессы основной деятельности профессиональных образовательных организаций.
  • обучение по практико-ориентированной дополнительной профессиональной программе по вопросам разработки локальной нормативной базы для обеспечения процессов дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих в ПОО:
    • обучено не менее 240 организаторов учебного процесса и педагогов не менее чем из 60 профессиональных образовательных организаций, не менее чем из 8 субъектов Российской Федерации.
  • обсуждение методических рекомендаций (не менее 5 вебинаров) по созданию локальной нормативной базы ПОО для обеспечения интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования.
2019 г.
Разработать:
  • практико-ориентированную программу повышения квалификации для подготовки разработчиков модулей дополнительных профессиональных программ в целях обеспечения потребностей в дополнительном профессиональном образовании персонала и внешних заказчиков ПОО, потребности в повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих на основе технологии проектного обучения.
Организовать и провести:
  • мониторинг и анализ организационных условий в ПОО для реализации деятельности по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке рабочих и служащих
  • апробацию практико-ориентированной вариативной модульной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогических работников ПОО для целей формирования компетенций и разработки учебных модулей ДПО и модулей повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих:
    • обучено не менее 160 организаторов учебного процесса и педагогов, не менее чем из 20 ПОО.
2020 г.
Разработать:
  • систему внутреннего признания результатов освоения учебных модулей ДПП и зачета их в основных профессиональных образовательных программах СПО
  • методические рекомендации для ПОО по использованию модулей дополнительных профессиональных программ, разработанных для целей обеспечения потребностей в дополнительном профессиональном образовании персонала и внешних заказчиков ПОО, потребности в повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих
  • организационно-методическое обеспечение для развития наставничества с использованием единой базы модулей дополнительных профессиональных программ, программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, включающее в себя:
    • рекомендации по организации сетевого взаимодействия ПОО и работодателей в целях развития наставничества.
    • методические рекомендации для ПОО по использованию модулей дополнительных профессиональных программ, программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих в целях подготовки наставников.
Организовать и провести:
  • разработку модулей ДПП и формирование компетенций педагогических работников ПОО по разработке учебных модулей ДПО и модулей профессионального обучения по программам повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих через обучение:
    • I этап – обучено не менее 400 представителей ПОО,(не менее 20 организаций из не менее 5 субъектов РФ, (далее – координаторы)
    • II этап – обучение не менее 1600 разработчиков учебных модулей ДПО и модулей профессионального обучения, из не менее чем из 80 ПОО, не менее чем в 40 субъектах РФ с участием координаторов
  • экспертизу учебных модулей ДПО, модулей профессионального обучения по программам повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, разработанных слушателями при реализации практико-ориентированной вариативной модульной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
  • не менее 2-х вебинаров по обсуждению в системе СПО методических рекомендаций по использованию модулей дополнительных профессиональных программ, разработанных для целей обеспечения потребностей в дополнительном профессиональном образовании персонала и внешних заказчиков ПОО, потребности в повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих
  • не менее 2-х вебинаров по обсуждению порядка зачета результатов освоения модулей дополнительных профессиональных программ, программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих в основных профессиональных образовательных программах СПО.
2018 г.
Проведен анализ используемых в России и за рубежом моделей непрерывного образования с применением формального дополнительного профессионального образования, в т.ч. на основе проектного и электронного обучения, и не формального образования на рабочем месте с помощью интернет-технологий и других известных способов.
Разработаны:
  • модель и механизмы развития профессиональных образовательных организаций на основе интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования
  • практико-ориентированная дополнительная профессиональная программа по вопросам разработки локальной нормативной базы для обеспечения процессов дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих в ПОО.
  • типовая нормативная база профессиональных образовательных организаций для обеспечения интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования
  • методические рекомендации по созданию локальной нормативной базы профессиональных образовательных организаций для обеспечения интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования.
Организовано и проведено:
  • информационно-методическое консультирование слушателей с помощью информационного ресурса, консультаций по электронной почте и телефону с целью поддержки процессов интеграции модульных технологий дополнительного профессионального образования в процессы основной деятельности профессиональных образовательных организаций.
  • обучение по практико-ориентированной дополнительной профессиональной программе по вопросам разработки локальной нормативной базы для обеспечения процессов дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих в ПОО:
    • обучено 248 организаторов учебного процесса и педагогов из 105 профессиональных образовательных организаций, из 31 субъекта Российской Федерации.
  • обсуждение методических рекомендаций (5 вебинаров) по созданию локальной нормативной базы ПОО для обеспечения интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования.
2019 г.
Организован и проведен:
  • мониторинг и анализ организационных условий в ПОО для реализации деятельности по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке рабочих и служащих.