Организационно-методическое обеспечение развития процессов непрерывного образования в профессиональных образовательных организациях на основе компетентностного подхода

Актуальность проекта

Применение современных технологий и инструментов проектирования и реализации профессиональных образовательных программ, ориентация на развитие «экономики знаний» ставит задачу ускоренного формирования новых компетенций педагогических работников СПО.

В настоящее время в системе СПО наблюдается явный дисбаланс в уровне компетенций в зависимости от возрастной категории педагогических работников. Молодое  поколение педагогических работников имеет достаточно высокий уровень компетенций в ИТ-технологиях, но у них еще нет опыта и  недостаточен профессиональный уровень, а у старшего поколения педагогических работников наоборот отстают компетенции в ИТ-технологиях, но при этом высокий уровень профессиональных компетенций.

Преподаватели, ведущие профессиональные дисциплины, часто не имеют педагогического образования, что сказывается на их способностях формировать социально-психологические компетенции выпускников.

Проект «Школа тренеров» направлен на запуск процесса эффективного формирования кадровых условий в ПОО на основе:

  • интеграции формального и неформального образования;
  • технологий непрерывного образования;
  • компетентностного подхода;
  • обмена опытом;
  • открытых образовательных онлайн-курсов;
  • наставничества;
  • саморазвития.

Развитие профессиональных компетенций педагогических работников позволит системе СПО выйти на требуемый современной экономикой уровень подготовки выпускников в оптимальные сроки и с минимальными затратами».

Цель проекта

Повышение качества среднего профессионального образования путем распространения современных форм и методов обучения с опорой на интеграцию формального и неформального образования и активным использованием цифровой образовательной среды

Краткое наименование проекта:

Школа тренеров

Срок реализации

2018 – 2020 г.г.

  1. Разработка модели оценки и технологии формирования профиля компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования.
  2. Разработка методических рекомендаций по применению модели оценки и технологии формирования профиля компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования.
  3. Апробация модели оценки компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования.
  4. Информационно-методическая поддержка профессиональных образовательных организаций системы СПО по вопросам внедрения и применения модели оценки компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования.
  5. Разработка и апробация модульной вариативной дополнительной профессиональной программы «Школа тренеров» для формирования необходимых компетенций в области применения педагогическими работниками профессиональных образовательных организаций современных педагогических технологий и методов обучения при проектировании и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования.
  6. Разработка методических рекомендаций по формированию кадровых условий подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в профессиональных образовательных организациях на основе технологий непрерывного образования и компетентностного подхода.
  7. Обучение педагогических работников профессиональных образовательных организаций по модульной вариативной дополнительной профессиональной программе «Школа тренеров».
  8. Мониторинг эффективности обучения педагогических работников СПО по модульной вариативной дополнительной профессиональной программе «Школа тренеров» и обеспеченности необходимыми компетенциями процессов развития непрерывного образования в ПОО.
  9. Проведение практической конференции по вопросам применения модели оценки и технологии формирования профиля компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования и распространения опыта «Школа тренеров».
2018 г.

Разработать:

  • модель оценки и технология формирования профиля компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования;
  • методические рекомендации по применению модели оценки и технологии формирования профиля компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования;
  • модульную вариативную дополнительную профессиональную программу «Школа тренеров» для формирования необходимых компетенций в области применения педагогическими работниками СПО современных педагогических технологий и методов обучения при проектировании и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования;
  • 5 электронных курсов для модульной вариативной дополнительной профессиональной программе «Школа тренеров».

Организовать и провести:

  • апробация модели оценки компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования:
    • 5 вебинаров и 1 интернет-конференцию, с привлечением не менее 150 педагогических работников системы СПО, не менее чем из 5 субъектов Российской Федерации,
    • анкетирование не менее 150 педагогических работников системы СПО, не менее чем из 5 субъектов Российской Федерации;
  • апробацию модульной вариативной дополнительной профессиональной программы «Школа тренеров»:
    • обучения не менее 100 педагогических работников не менее чем из 5 пилотных субъектов Российской Федерации;
  • информационно-методическую поддержку ПОО системы СПО по вопросам внедрения и применения модели оценки компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования, посредством:
    • информационного ресурса, наполненного содержательными и методическими материалами,
    • электронной почты и прочих телекоммуникационных ресурсов в режиме 5 дней в неделю.
2019 г.

Доработать:

  • модульную вариативную дополнительную профессиональную программу «Школа тренеров» для формирования необходимых компетенций в области применения педагогическими работниками СПО современных педагогических технологий и методов обучения при проектировании и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования.

Разработать:

  • методические рекомендации по формированию кадровых условий подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в профессиональных образовательных организациях на основе технологий непрерывного образования и компетентностного подхода;

Организовать и провести:

  • повышение квалификации педагогических работников по доработанной модульной вариативной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогических работников для обеспечения непрерывного образования в системе среднего профессионального образования («Школа тренеров»):
    • не менее 350 педагогических работников из субъектов Российской Федерации (не менее 10 субъектов Российской Федерации, из которых не менее чем в 5 субъектах должны быть проведены проектно-инновационные сессии (проектно-инновационные семинары).
  • информационно-методическую поддержку ПОО организаций системы СПО по вопросам развития непрерывного образования педагогических работников с использованием программы «Школа тренеров» с помощью:
    • информационного ресурса, наполненного содержательными и методическими материалами,
    • электронной почты и прочих телекоммуникационных ресурсов в режиме 5 дней в неделю.
2020 г.

Разработать:

  • методику проведения самообследования эффективности обучения педагогических работников СПО по модульной вариативной дополнительной профессиональной программе «Школа тренеров» и обеспеченности необходимыми компетенциями процессов развития непрерывного образования в ПОО;

Организовать и провести:

  • повышение квалификации педагогических работников по доработанной модульной вариативной дополнительной профессиональной программе «Школа тренеров», включающей аналитическую и проектную работу участников обучения на проектно-инновационных сессиях:
    • не менее 1400 педагогических работников из субъектов Российской Федерации (не менее 30 субъектов Российской Федерации, из которых не менее чем в 10 обучение должно быть проведено с выездом в субъект).
  • анализ эффективности обучения педагогических работников СПО по модульной вариативной дополнительной профессиональной программе «Школа тренеров» и обеспеченности необходимыми компетенциями процессов развития непрерывного образования в ПОО:
    • не менее чем 130 профессиональных образовательных организаций не менее чем из 43 субъектов Российской Федерации.
  • практическую конференцию по вопросам применения модели оценки и технологии формирования профиля компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования и распространения опыта «Школа тренеров»:
    • не менее 100 участников конференции, в т.ч. руководители и преподаватели образовательных организаций СПО и ДПО, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере среднего профессионального образования, а также российские и международные эксперты.

2018 г.
Разработаны:
  • модель оценки и технология формирования профиля компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования;
  • методические рекомендации по применению модели оценки и технологии формирования профиля компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования;
  • модульную вариативную дополнительную профессиональную программу «Школа тренеров» для формирования необходимых компетенций в области применения педагогическими работниками СПО современных педагогических технологий и методов обучения при проектировании и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования;
  • 6 электронных курсов для модульной вариативной дополнительной профессиональной программе «Школа тренеров».
Организованы и проведены:
  • апробация модели оценки компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования:
    • состоялось 5 вебинаров и 1 интернет-конференцию, в которых приняло участие 770 педагогических работников и организаторов учебного процесса СПО, из 72 субъектов Российской Федерации,
    • приняли участие в анкетировании 150 педагогических работников системы СПО, из 5 субъектов Российской Федерации;
  • апробация модульной вариативной дополнительной профессиональной программы «Школа тренеров»
    • обучено 116 педагогических работников из 5 пилотных субъектов Российской Федерации;
    • проектно-инновационные сессии состоялись в 3-х субъектах Российской Федерации: Курская область, Республика Коми, Ярославская область.
  • информационно-методическая поддержка ПОО системы СПО по вопросам внедрения и применения модели оценки компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования, посредством:
    • информационного ресурса, наполненного содержательными и методическими материалами,
    • электронной почты top-50@gapm.ru и прочих телекоммуникационных ресурсов в режиме 5 дней в неделю с 09.00 до 18.00 (по московскому времени).
2019 г.
Доработана:
  • модульная вариативная дополнительная профессиональная программа «Школа тренеров» для формирования необходимых компетенций в области применения педагогическими работниками СПО современных педагогических технологий и методов обучения при проектировании и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования.
Организовано и проведено:
  • повышение квалификации педагогических работников по доработанной модульной вариативной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогических работников для обеспечения непрерывного образования в системе среднего профессионального образования («Школа тренеров»):
    • обучено 431 педагогический работник из 13 субъектов Российской Федерации
    • проектно-инновационные сессии проведены в 5 субъектах Российской Федерации: Брянская область, Краснодарский край, Ненецкий автономный округ, Ростовская область, Сахалинская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чувашская Республика.