Нормативная и правовая база

Нормативные документы, определяющие основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации:

  • Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн)
  • Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
  • Приоритетный проект “Образование” по направлению “Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий” (“Рабочие кадры для передовых технологий”), утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 гг., утверждена Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683
  • Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
  • План мероприятий (“дорожная карта”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки”, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 03.03.2015 N 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р
  • Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утверждены Правительством РФ 31.01.2013
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа2009 года № 1101-р;
  • Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Президентом Российской Федерации);

Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 “Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение”

Письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 N 06-2083 “О банке дополнительных профессиональных программ”

Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования”

Приказ Минобрнауки России от 04.07.2013 N 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему»

Письмо Минобрнауки России от 10.11.2017 N 06-ПГ-МОН-46419 «Об общедоступности обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований»

Письмо Минобрнауки России от 05.05.2015 N 06-508 “О направлении разъяснений”

Письмо Минобрнауки России от 18.05.2017 N 06-517 “О дополнительных мерах” (вместе с “Методическими рекомендациями по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения”)

Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 N 06-156 “О методических рекомендациях” (вместе с “Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям”)

Письмо Минобрнауки России от 28.03.2017 N 05-ПГ-МОН-8938

Письмо Минобрнауки России от 29.12.2016 N 06-1719 “О направлении методических рекомендаций” (вместе с “Методическими рекомендациями по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования”)

Приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 N 22 “Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий”

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются формы и сроки получения среднего профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся, а также требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программам среднего профессионального образования.

Образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим профессиям, специальностям среднего профессионального образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений установлены Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

Приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 г. №831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» и для этого списка профессий разработано 42 проекта ФГОС, которые в настоящее время проходят стадию общественного обсуждения:

  • 43.01.09 Повар, кондитер;
  • 43.02.14 Гостиничное дело;
  • 43.02.12 Технология эстетических услуг;
  • 43.02.13 Технология парикмахерского искусства;
  • 43.02.15 Поварское и кондитерское дело;
  • 25.02.07 Техническое обслуживание и ремонт авиационных двигателей;
  • 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;
  • 15.02.09 Аддитивные технологии;
  • 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов;
  • 12.02.10 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем;
  • 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем;
  • 12.02.09 Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем;
  • 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования;
  • 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений;
  • 18.02.13 Технология изготовления и обработки изделий из полимерных композитов;
  • 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям);
  • 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем;
  • 09.02.06 Сетевое и системное администрирование;
  • 54.01.20 Графический дизайн;
  • 09.02.07 Информационные системы и программирование;
  • 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства;
  • 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Список проектов ФГОС ТОП – 50 (профессии):
  • 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства;
  • 08.01.08 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;
  • 15.01.36Дефектоскопист;
  • 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики;
  • 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей;
  • 15.01.35 Мастер слесарных работ;
  • 15.01.32 Оператор станков с программным управлением;
  • 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ;
  • 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением;
  • 15.01.34 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением.
  • Список проектов ФГОС ТОП – 50 (специальности):
  • 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи;
  • 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям);
  • 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям);
  • 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств;
  • 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям);
  • 29.02.09 Печатное дело;
  • 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники;
  • 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
 

Порядок формирования перечней профессий, специальностей СПО установлен в приказе Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки». Установление перечней профессий, специальностей СПО и установление соответствия этих перечней профессиям начального профессионального образования определены в приказах:

  • Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 5 июня 2014 г. № 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355»;
  • Приказ Минобрнауки России от 26.05.2014 г. № 584 «Об установлении соответствия профессий, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем квалифицированного работника до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, профессиям, установленным в Российской Федерации»;
 

Приказом Минтруда России от 02 ноября 2015 г. № 831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования:

  • Автомеханик;
  • Администратор баз данных;
  • Графический дизайнер;
  • Косметолог;
  • Лаборант химического анализа;
  • Мастер декоративных работ;
  • Мастер столярно-плотницких работ;
  • Метролог;
  • Мехатроник;
  • Мобильный робототехник;
  • Наладчик-ремонтник промышленного оборудования;
  • Оператор беспилотных летательных аппаратов;
  • Оператор станков с программным управлением;
  • Оптик-механик;
  • Плиточник-облицовщик;
  • Повар-кондитер;
  • Программист;
  • Разработчик Web и мультимедийных приложений;
  • Сантехник;
  • Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам);
  • Сварщик;
  • Сетевой и системный администратор;
  • Слесарь;
  • Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям);
  • Специалист по аддитивным технологиям;
  • Специалист по гостеприимству;
  • Специалист по информационным ресурсам;
  • Специалист по информационным системам;
  • Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист);
  • Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей;
  • Специалист по обслуживанию телекоммуникаций;
  • Специалист по производству и обслуживанию авиатехники;
  • Специалист по тестированию в области информационных технологий;
  • Специалист по техническому контролю качества продукции;
  • Специалист по технологии машиностроения;
  • Специалист по холодильно-вентиляционной технике;
  • Техник авиационных двигателей;
  • Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами;
  • Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам;
  • Техник по защите информации;
  • Техник по композитным материалам;
  • Техник по обслуживанию роботизированного производства;
  • Техник-конструктор;
  • Техник-механик в сельском хозяйстве;
  • Техник-полиграфист;
  • Технический писатель;
  • Токарь-универсал;
  • Фрезеровщик-универсал;
  • Электромонтажник.
 

Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 18 октября 2015 г. разработаны Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки Российской Федерации созданы 42 федеральных учебно-методических объединения в системе среднего профессионального образования.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 726 утверждено Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования.

Приказом Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. № 769 утверждены положения следующих федеральных УМО в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей по укрупненным группам профессий, специальностей:

  • 05.00.00 Науки о земле;
  • 07.00.00 Архитектура;
  • 08.00.00 Техника и технологии строительства;
  • 09.00.00 Информатика и вычислительная техника;
  • 10.00.00 Информационная безопасность;
  • 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;
  • 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
  • 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;
  • 14.00.00 Ядерная энергетика и технологии;
  • 15.00.00 Машиностроение;
  • 18.00.00 Химические технологии;
  • 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии;
  • 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство;
  • 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;
  • 22.00.00 Технологии материалов;
  • 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;
  • 24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;
  • 25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно- космической техники;
  • 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
  • 27.00.00 Управление в технических системах;
  • 29.00.00 Технологии легкой промышленности;
  • 31.00.00 Клиническая медицина;
  • 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина;
  • 33.00.00 Фармация;
  • 34.00.00 Сестринское дело;
  • 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство;
  • 36.00.00 Ветеринария и зоотехния;
  • 38.00.00 Экономика и управление;
  • 39.00.00 Социология и социальная работа;
  • 40.00.00 Юриспруденция;
  • 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-­библиотечное дело;
  • 43.00.00 Сервис и туризм;
  • 44.00.00 Образование и педагогические науки;
  • 46.00.00 История и археология;
  • 49.00.00 Физическая культура и спорт;
  • 50.00.00 Искусствознание;
  • 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты;
  • 52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество;
  • 53.00.00 Музыкальное искусство;
  • 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств;
  • 55.00.00 Экранные искусства;
  • 57.00.00 Обеспечение государственной безопасности
 

Учебно-методические объединения организуют разработку и проведение экспертизы проектов примерных основных образовательных программ СПО.

В соответствии с Порядком разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. N 594) организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Минобрнауки России.

Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 722 Федеральный институт развития образования (ФИРО) уполномочен вести реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования. На сайте ФИРО представлены примерные  основные образовательные программы.

 

В России создается сеть межрегиональных центров компетенций для подготовки кадров по наиболее востребованным рабочим профессиям. 14 июля 2016 г. на совещании Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации Министр образования России представил доклад о развитии сети межрегиональных центров компетенций, в которых будут готовить специалистов самых востребованных в России рабочих профессий.

Первые семь центров открыты в

  • Тюменской (Искусство, дизайн и сфера услуг),
  • Московской (Строительство),
  • Ульяновской (Обслуживание транспорта и логистика),
  • Свердловской (Промышленные и инженерные технологии — специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов») областях,
  • Хабаровском крае (Промышленные и инженерные технологии — специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов»),
  • Республике Татарстан (Информационные и телекоммуникационные технологии) и
  • Республике Чувашия (Промышленные и инженерные технологии — специализация «Автоматизация, радиотехника и электроника»).

На этих площадках будет проходить экспериментальная апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов, программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню рабочих профессий ТОП-50. Также в Центрах будут созданы все условия для подготовки национальной сборной и команд других субъектов Российской Федерации к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства Worldskills.

В настоящее время Минобрнауки России заключены соглашения с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий, средства федерального бюджета доведены до территориальных органов Федерального казначейства.

В субъектах Российской Федерации проходят конкурсные процедуры для закупки оборудования, ремонта помещений, проведения повышения квалификации и т.д. Во всех семи Центрах сформированы наблюдательные советы, проводятся конкурсные отборы их руководителей, а также стартовал открытый конкурсный отбор руководителей полигонов и учебных центров.

Движение WorldSkillsRussia реализуется через проведение региональных, отраслевых, национальных и международных конкурсов профессионального мастерства с целью популяризации рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации. Мероприятия по развитию движения WS BRICS включены в план-график проведения мероприятий в сфере образования, науки и технологий, молодежной политики в период председательства Российской Федерации в БРИКС в 2015-2016 годах.

Официальные документы движения WorldSkills размещены на сайтах skillscenter.ru и worldskills.ru

 

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение на основе приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утвержден приказом Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

 

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются оценочные средства, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Оценочные средства, включая контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (ФЦПРО) предусматривает реализацию комплекса взаимоувязанных по задачам,  срокам, ресурсам  и результатам мероприятий, относящихся как к федеральному, так и к региональному компонентам.

ФЦПРО предусмотрено решение нескольких задач, в том числе разработка оценочных средств, структуры, методики расчета и применения контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации, включая требования к демонстрационному экзамену (2016-2017, последующий период до 2020).

 

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» .

По результатам успешного прохождения государственной итоговой аттестации выпускникам выдается диплом о среднем профессиональном образовании, образцы, описание, порядок заполнения, учета и выдачи которых установлены документами:

  • Приказ Минобрнауки России от 4 июля 2013 г. N 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему».
  • Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов» .
 

Оценка качества среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с приказами:

  • Приказ Минобрнауки России от 17 июня 2016 г. № 723 «О проведении в 2016 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования»;
  • Методические рекомендации  по проведению независимой оцени качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность от 01 апреля 2015 г.;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 июня 2016 г. № 723 «О проведении в 2016 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324«Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
  • Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462«Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
  • Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования».
  • Приказ Минтруда от 08 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
 

Дополнительное профессиональное образование осуществляется согласно приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

При реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования необходимо также учитывать приказы Минобрнауки России и других федеральных органов исполнительной власти:

  • Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
  • Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
  • Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»(в ред. от 2 ноября 2015 г. № 832);
  • О методических рекомендациях по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций от 27 июня 2013 г.
  • Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (от 22 января 2015 г.  № ДЛ-1/05);
  • Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (письмо от 10 апреля 2014 г.  № 06-381);
  •  Методические рекомендации по  реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме  (письмо от 21 апреля 2015 г.  № ВК-1011/06, № АК-1012/06, № АК-1013/06);
  • Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (письмо Минобрнауки РФ от 28 августа 2015 № АК-2563/05).
 

Следующие периодические издания и интернет – ресурсы,  рекомендуется использовать по вопросам организации повышения квалификации педагогических работников, связанных с перспективными и востребованными профессиями и специальностями:

Образовательные программы, получившие статус ПООП находится в реестре программ СПО по ссылке:

http://reestrspo.ru/poop-list